Консультация для родителей

Консультация для родителей

Учитель-логопед МАДОУ д/с №393 «Росток»

Третьякова Елена Васильевна

«Дидактический синквейн» - новая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, состоящие из нескольких фраз, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках  по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети затрудняются в пересказе и составлении рассказов.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых. От приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить, что для построения связных рассказов ребенок должен иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.

Здесь на помощь может прийти методика синквейн, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности.

                              Что такое синквейн?

Слово синквейн (англ. Cinquain)  с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат.   В начале 20 века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В России с 1997 года.   Развила идею педагогического синквейна В.М. Акименко, разработав конспекты занятий с опорой на данную технологию.

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна.  Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Можно сказать, что это свободное мини- творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна.

1-я строка: одно слово - обычно, существительное, отражающее главную идею.

2-я строка: два слова - прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка: три слова - глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка: слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Ромашка.

2. Белая, очаровательная.

3. Растет, завораживает, манит.

4. Как я люблю собирать ромашки.

5. Любовь.

1. Птица.

2. Маленькая, серая.

3. Летает, клюет, поет.

4. Зимой надо кормить птиц.

5. Песня.

1. Дождь

2. Грибной, летний

3. Льет, капает, стучит

4. Я люблю гулять под дождем.

5. Лужи, тучи, вода

1. Собака.

2. Большая, верная.

3. Лает, охраняет, кусает.

4. Люблю собак.

5. Животное.

1. Ель.

2. Душистая, чудесная.

3. Растёт, веселит, радует.

4. Я люблю зимнюю ель.

5. Зима, Новый год, детство.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Скачет, прячется, боится.

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные

Каковы тенденции использования синквейна в работе с дошкольниками?

Она используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит задачам образовательной программы нашего ДОУ.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

В чём актуальность синквейна в работе с дошкольниками?

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- является игровым приемом;

- вид новой творческой речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему), а так же учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность));

- обогащает словарный запас; способствует умению выразительно читать стихи;

- средство обучения краткому пересказу;

- носит характер комплексного воздействия (развивает воображение, память, внимание, мышление);

- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

- способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их)

-  способствует умению выразительно читать стихи;

-- способ самовыражения – синквейн получается у всех, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Место использования синквейна в образовательной деятельности.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что синквейн используется на занятиях в группах старшего дошкольного возраста.

Синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко.

Составлять синквейн можно только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово - предмет, слово - действия, слово - признак. Согласовывать слова в предложении.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии (обратной связи), анализа и синтеза полученной информации, для закрепления изученной темы.

Может использоваться как средство педагогического мониторинга.

Как использовать синквейн родителям дома?

Рассказать детям о «синквейне». Сделать с ребёнком копилку синквейнов по сюжетам знакомых стихотворений, песен, мультфильмов, прочитанных рассказов и сказок, ситуациям из жизни ребёнка.